За что люблю сей труд - за системность и исключительную практичность.
Ниже приводится мой краткий конспект (в вольном переводе) одной из популярных книг Блэйка Снайдера "Спасти кошку" по написанию сценария фильма, рассчитанного на массовую аудиторию. (Авось, поможет мне добить мои начатые фики и добить их правильно

)
I. ПЕРЕЧЕНЬ ШАГОВ1. Придумать интересную идею фильма и запоминающееся название
2. Написать убойный краткий синопсис (logline) и протестировать на знакомых, а лучше – на незнакомых.
3. Понять, к какому жанру будет относиться фильм. Понять, какие ещё фильмы в этой категории, что в них удалось, а что – нет. Понять, чем именно твой фильм будет отличаться от предыдущих и в чем будет шаг вперед и новаторство. В конце концов, как сказал один продюсер: «Дайте мне то же самое, но по-другому».
4. Придумать героя для своей истории. Этот персонаж будет гарантировать максимальное напряжение, пройдёт длинный эмоциональный путь развития. Прописать ему основные инстинкты и цели (защитить дом, семью, секс, выжить и т.д.) и соответствующего антагониста, который будет препятствовать в достижении цели.
5. Расписать свой фильм по «тактам» (beat) с использованием Тактовой страницы (beat sheet)
6. Разместить на Доске все основные сцены на карточках по актам (напридумывать, расположить, убрать лишнее и ограничиться 40 сценами, в которой будет написаны эмоциональные изменения к концу сцены (+/-) и конфликт (>< )
читать дальшеКраткий синопсис (Logline, one-liner)
Краткий синопсис состоит из нескольких предложений и рассказывает о фильме всё. Основные элементы хорошего синопсиса:
• Ирония. Он должен в чём-то быть ироничным и вовлекать эмоционально – давать драматический крючок, который зацепит и заинтересует.
• Захватывающий мысленный образ, который сложится о фильме при чтении синопсиса.
• Целевая аудитория и затраты (общее понимание уровня).
• Убойное название, которое талантливо говорит «что это за фильм».
Если нет идеи для сценарии, можно расшевелить воображение разными играми:
• Взять историю одного жанра и попытаться переделать в другой. Например, взять ужасы «Кристина», только теперь машина будет давать советы по свиданиям (прим. MP: или как мы обсуждали на мастер-классе, взять «Игры престолов» и сделать ситком). То же самое можно сделать с превращением комедии в драму и т.д.
• «ФБР с непривычным делом» (работает для комедий и драм). Назвать 5 мест, куда ФБР ещё никогда не посылали расследовать преступления (Школа поваров и т.д. и т.п.)
• «Школа» (работает для комедий и драм). Придумать 5 примеров необычных школ, лагерей («Школа жен»: женщины, отправленные туда богатыми мужьями, поднимают мятеж )
• «Против» Придумать несколько пар людей, придерживающихся противоположных позиций по какому-то злободневному вопросу (проститутка и священник влюбляются, в то время как открытие публичного дома под вывеской массажного салона раздирает жителей маленького городка по разны стороны баррикад)
• «Серийный убийца» (работает для комедий и драм). Придумать необычного человека, животного или вещь, которого можно заподозрить в том, что он убийца (Парень получает повышение каждый раз, правда, каждый раз в корпорации находят труп.)
10 типов фильмов:
• «Чудовище в доме»: «Челюсти», «Дрожь земли», «Чужой», «Изгоняющий дьявола», «Комната страха» и другие.
• «Золотое руно»: Звездные войны», «Волшебник изумрудного города», «Назад в будущее», большинство фильмов про ограбление.
• «Выпустить джинна из бутылки»: «Лжец, лжец», «Брюс Всемогущий», «Любовный напиток №9», «Флаббер» и др.
• «Парень с проблемой»: фильмы этого типа различаются жанром и стилем, тоном повествования и эмоциональным накалом: «Крепкий орешек», «Титаник», «Список Шиндлера и др.»
• «Обряд посвящения»: все истории о переменах в жизни от фильма «Обыкновенные люди» до «Дни вина и роз».
• «Дружеская любовь» (Buddy Love) — в этот жанр попадают не только фильмы о напарниках, «Человек дождя» и т.д., но и просто все истории любви.
• «Почему совершил» («Whydunit») — тип детективов, в котором не особо важно, кто совершил, важно, почему он это сделал («Китайский синдром», «Чайнатаун», «JFK» и др.
• «Торжествующий глупец» (Иванушка-дурачок получает полцарства и царевну
)- одна из старейших историй («Форест Гамп», «Дэйв», немые фильмы Чаплина, Китона.
• «Стать частью организации» — жанр о разных группах и организациях («M*A*S*H» , «Пролетая над гнездом кукушки», «Крестный отец», «Красота по-американски»).
• «Супергерой» - про супергероев и не тольк («Дракула», «Франкенштейн», «Гладиатор», «Игры разума»).
Создание героя
Рассказать историю о герое (И/ИЛИ):
• с которым зритель сможет себя идентифицировать;
• у которого сможет чему-то научиться;
• за которым интересно следовать и следить;
• которому можно сопереживать и желать победы;
• у которого основные инстинкты и цели, которые понимают все (выживание, голод, секс, защита любимого, страх смерти).
«Спасти кошку» –буквально значит «герой должен сделать что-то (в период знакомства зрителя с ним), что поможет получить расположение зрителя. За героем захочется следить и ждать его победы.
«Сюжетные точки Блэйка Снайдера»
Расклад даётся для полнометражного фильма (сценарий где-то на 110 страниц)
Название проекта:
1. Открывающая картина (1): самое первое впечатление, о чем будет фильм, как вариант – стартовая позиция героя до приключений.
2. Заявление темы (5): где-то в первые 5 минут сценария кто-то (обычно не главный герой) задает вопрос, делает заявление и т.д., которое задает тему. Тема может сначала не восприниматься героем.
3. Завязка действия (1-10): первое представление героев, показать, как герою предстоит меняться для достижения цели и т.д.
4. Катализатор перемен (12): событие, запускающее основное действие (прибытие посылки к героине «Романа о камне» и т.д.)
5. Дебаты, сомнения (12-25): шанс герям подумать/обсудить/сказать, что ничего не получится, посомневаться и поспорить.
6. Выход во второй акт (25): герой переходит во второй акт (Люк после смерти дяди и тети решает лететь с Оби-Ваном и т.д.)
7. История «Б» (30): любовный интерес и т.д., начало параллельной истории
8. Веселье и игры (30-55): часть, в которой можно не столько заморачиваться с активным продвижением истории, сколько показать какие-то интересные/веселые/захватывающие моменты на пути (это приручение Беззубика в «Как приручить дракона», конкурсы в «Мисс Конгениальность и т.д.)
9. Срединная точка (55): герой может быть как «на коне» (хотя на этот момент это обычно фальшивая победа, так и «погружаться на дно» (хотя поражение тоже не финальное). После середины обычно поднимаются ставки.
10. Плохие ребята приближаются (55-75):
11. Всё потеряно (75): «веет дыхание смерти», всё плохо, выход неясен.
12. Трудные времена (75-85): может быть несколько минут, то как герой реагирует на ситуацию «всё потеряно».
13. Прорыв в третий акт (85): решение найдено/придумано, осталось претворить план в жизнь.
14. Финал (85-110):
15. Закрывающая картина (no):
Доска
Любой вид доски для писания или лист бумаги, на котором есть четыре прямоугольный области:
• Акт 1 (стр. 1-25)
• Акт 2 (стр. 25-55)
• Акт 2 (стр. 55-85)
• Акт 3 (стр. 85-110)
На доску прикалывают/прилепляются карточки со сценами, оформленными по типу:
ИНТЕРЬЕР: Коофе-бар – День
Боб встречается лицом с лицу с Хэлен и расспрашивает о её секрете.
+/- Боб начинает обнадеженным, заканчивает разочарованным
>< Боб хочет узнать секрет, Хэлен не может рассказать ему.
На доске под конец работы должно остаться не более 40 карточек со сценами.
II. НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА, ПРОВЕРКА ДРАФТА
1. Является ли герой действительно главным? Действует ли он сам или его только несёт течением?
2. Нет ли эффекта «сюжет в рассказах», не говорит ли герой то, что зритель должен увидеть в действии по ходу фильма?
3. Достаточно ли «плох» главный злодей, обеспечивает ли он герою нужную степень противодействия?
4. Ускоряется ли темп повествования, становится ли оно более напряженным после серединной точки?
5. Не слишком ли просты и скучны диалоги? Дает ли «Тест на плохой диалог» результат, что все говорят одинаково? Могу ли я отличить одного героя от другого по манере речи?
6. Отличаются ли мои второстепенные персонажи друг от друга? Характерны ли им какие-то отличительные обороты речи, внешний вид, манеры?
7. Идёт ли эмоциональное взросление, изменение героя на протяжении истории? Не получается ли так, что герой уходит с тем же багажом, что и начинал? (Закон: «Каждый персонаж должен изменяться на протяжении истории. Единственные персонажи, которые могут не меняться – это плохие ребята»)
8. Лежит ли в основе действий персонажей какие-то основные инстинкты?
Правило «Поворот, поворот, поворот»:
Сюжет не должен развиваться строго по прямой, он должен закручиваться, повествование – становиться более напряженным. Это подобно разнице между постоянной скоростью и ускорением. Для сюжета недостаточно развиваться с постоянной скоростью, ближе к концу движение должно ускоряться.
Эмоциональный аттракцион:
Зритель идет в кино не только для того, чтобы сбежать из реальности и, в конечном счете, узнать какой-то новый жизненный урок, но и чтобы пережить «в контролируемой обстановке» воссозданный кусочек Жизни с её разными эмоциями.
Тест на Плохой Диалог:
Закрыть все имена в диалоге и попытаться понять, кто из героев говорит фразы и не звучат ли персонажи абсолютно одинаково. У каждого персонажа должны быть особенности речи и отличительные черты, которые отложатся в сознании читателя.
Сделать шаг назад:
Это относится ко всем персонажам: чтобы показать, как персонажи изменились и выросли за время действия фильмы, нужно в начале поставить их на шаг назад, дать зрителю пройти с героями путь развития.
КРАТКИЙ ВАРИАНТ С МАСТЕР-КЛАССА
А это уже с мастер-класса с "Хоббиткона", который проводили сценаристка и помощник режиссера. Много пересекающегося, по сути подготовительная работа и план сценария
План действий:
1. Краткий синопсис (logline)
2. Конспективное представление (Pitch):
• Протагонист
• Антагонист
• Цель
• Место и время действия
• Изначальный инцидент (запускающий действие)
• Препятствия
2. Подробный синопсис (от полстраницы на ТВ-эпизод до 1 или 1,5 на фильм)
3. Лист вещей, которые должны произойти
Структура сценария:
1. Первый акт: Знакомство с героями, завязка, изначальное происшествие
2. Второй акт: «road-trip», препятствия, преодоление, развлечения. Заканчивается точкой «Всё потеряно». Обычно в трейлеры попадает преимущественно сцены из второго акта.
3. Финал, разрешение проблем.
Сейчас смотрю и пытаюсь разложить «по Снайдеру» любовь моей юности «Маску Зорро». Местами реально как по нотам раскладывается, там даже «спасение котика» есть, после которого действительно начинаешь сопереживать этому балбесу, ещё не зная, что он главгерой. Местами трудно - я пока ещё плохо понимаю, что где. Но он действительно очень доступно и наглядно даёт.
Только вот про «три акта» мне теории не хватило. В книжке предполагается, что ее все и так знают.
Я Снайдера читала на английском, так что обозвала Blake Snyder Beat Sheet как сама первый раз поняла.